25 May 2008

Чисто экономический бизнес: не железом, а пером

автор: Родика Соколов

Интервью с Сергеем Мишиным, главным редактором газеты «Экономическое Обозрение»


- Является ли ваша газета бизнесом? К какому бизнесу вы его относите? Экономическому, социальному или политическому?

- Конечно, является бизнесом. И чисто экономическим. Секрет нашей газеты именно в том, что она занимает определенную нишу, ориентированна на людей, которые занимаются бизнесом и экономикой, не занимает политических позиций, не принадлежит ни к какой партии или финансовой группе. И по этому она объективно отражает то, что происходит в нашей экономике.

- У вас большой коллектив?

- 30 человек.

- Сколько человек у вас занимаются рекламой и сколько пишут?

- Пишут у нас 16 человек из 30. Двое занимаются рекламой. А остальные занимаются техническим процессом.

- Какими средствами и где вы издаете вашу газету?

- Типография та же самая «Universul». Самая верная типография, чтобы ликвидировать газету.

- Как дорого вам обходится издавать вашу газету, и как вы ее распространяете?

- Один номер газеты в рознице стоит 3 лея. Тираж ориентировочно около 9 тысяч экземпляров. 40 страниц А3. Типография берет с нас за печать 4 тысячи за номер. Приблизительно столько же занимает и бумага, которая идет на один номер газеты. В рознице 3 лея стоит. И всем нашим распространителям мы даем скидку, которая составляет 60 бань. То есть по оптовой цене мы отдаем за 2 лея 40 бань.

- Кто ваши распространители?

- Они перечислены в нашей газете. Всего 6 агентств, среди которых: „Poşta Moldovei”, „Ediţii periodice”, „Moldpresa”, „Бизнес элита”.

- У вас много подписчиков?

- Из общего тиража подписка занимает около 6 тысяч. Две трети тиража это подписка.

- Как бы вы определили вашу целевую аудиторию?

- Наша целевая аудитория - это люди, занимающиеся экономикой. Они хочешь, не хочешь, купят нашу газету. У нас преимущество перед другими газетами. Остальные газеты ориентированы на неопределенный круг читателей и не могут найти свою целевую аудиторию. Это - директора предприятий, бухгалтера предприятий, банковские работники. Они должны знать экономические новости. Им их больше негде взять. Мы заняли эту нишу. Вот мы ее и держим.

- У вас одна треть газеты составляет реклама. Это очень хорошо. А сколько примерно стоит 1 квадратный сантиметр в вашей газете?

- У нас есть твердая цена: 40 центов - 1 квадратный сантиметр. Мы ее установили при заключении договора, поскольку национальная валюта не была стабильной. Максимальный обьем рекламы чуть меньше одной трети. Из 40 страниц в среднем 13 страниц занимает реклама. Приблизительная площадь одной страницы 900 сантиметров. Крупные рекламодатели, которые работают с нами несколько месяцев, получают скидку в порядке 10 процентов. Это не тайна – это общие правила.

- Как к вам пришла идея создания этой газеты? Это произошло в 1990 году.

- Совершенно верно. В ноябре месяце. Первый тираж был 3-5 тысяч. Но то была не газета. То было пособие, как создать малое предприятие. Это было - поголовное увлечение всеобщее тогда в Молдавии.

- Все-таки как вы приняли это решение? Кто вам подсказал? Правительство?

- Я экономист по образованию. Главное на рынке найти какую-то потребность и удовлетворить ее. На рынке была потребность в этой информации, экономической. Мне подсказала интуиция, что ее нужно удовлетворять. Я сам не газетчик и не знал ничего о том, как это можно сделать.

- А почему же вы за газетное дело взялись?

- Подготовка моя - экономист по образованию. Гуманитарий. С техникой не был знаком никогда. Решил, что это самое легкое, что можно сделать своими руками. Не железом, а бумагой и пером. И тираж рос. В 1998 году он достиг около 10 тысяч.

- Чем объясняется повышение вашего тиража?

- Общей экономической ситуацией в республике. До 1998 года была стабильная национальная валюта. Она искусственно поддерживала бизнес. Бизнес чувствовал себя уверенно, развивался. В Молдавии многократно выросло количество фирм и все нуждались в этой информации. Все подписывались на наше издание. Вы знаете, что произошло в 1998 году. Курс национальной валюты упал в три раза. По моим подсчетам обанкротилось более половины предприятий. Соответственно обанкротились и наши подписчики. Закрылись фирмы. Тираж упал тогда где-то на две тысячи. В последний год чувствуется, как стабильнее стала национальная валюта. И тираж стал, соответственно, понемножку расти.

- Сколько времени вам понадобилось, после того как вы начали издавать ваше пособие, чтобы принять решение перейти к изданию газеты?

- Переходный период длился два года. 1991и1992 год. Газета выходила тогда два раза в месяц. Мы сначала называли ее бюллетенем, а не газетой. Начиная с 1994 года, она издавалась уже раз в неделю и становилась все толще и толще. Начинали мы с 4 страничек. Потом 8. В 1994 году – 16 страничек. В 1997 году – 32 странички. Через год уже 40 страничек. С 1998 года газета стабильно издается объемом в 40 страниц. Могли бы выпускать и больше, но на нашем рынке мало информации.

- Известно, что вы пробовали издавать вашу газету на румынском языке.

- Мы издали 3 или 4 номера. Был спонсор. Крупная компания, которая была заинтересована в этом деле. Компания лопнула и…

- Почему вы не постарались продолжить издание этого варианта? Ваши читатели только русскоязычные?

- Нет, конечно же. В бизнесе сегодня очень много людей, говорящих на молдавском языке. Читают нашу газету на русском языке и никаких претензий не предъявляют.

- Не получилось издавать газету на двух языках?

- Это в два раза больше затрат, а отдачи соответствующей нет. Мы только приветствовали появление на нашем рынке издания на молдавском языке „Observatorul Economic”. Оно появилось в лице BASA-press. Мы друг другу не мешаем, а только помогаем.

- Очень много газет на молдавском рынке не могут действовать самостоятельно. В то же время они не могут привлечь рекламу. Как объясняется, что им не удается то, что вам удается очень хорошо?

- Нам доверяет наш читатель. А тем газетам видимо не доверяет читатель.

- Может быть, это потому что реклама у нас читается лучше на русском?

- Не в языке дело, а в доверии. Состоятельный читатель он и рекламодатель. Он, как правило, с хорошим уровнем образования. Он может понять, что пишут в этой газете. Он может понять, что стоит за этой газетой. Даже если она и не указывает свое партийное происхождение, это видно между строк. Особенно когда поддерживают какого-то олигарха или того, кто платит за издание газеты. У нас таких статей нет. Читатель поэтому и доверяет нам. Порядочных и объективных людей, как мне кажется, большинство и поэтому рекламодатель думает: наверное, я отдам рекламу в нашу, в «Логос пресс» газету, потому что это того стоит.

- Когда на рынке Молдовы стали появляться экономические газеты?

- Они стали появляться в 1988 году, после того как Горбачев разрешил кооперативное движение. Так кооперативы и начали издавать газеты. Они были примитивными. Прототипы «Маклера». Там не было публицистики, а больше объявления.

- Какую оценку вы бы дали «Маклеру»?

- Но это же не газета, а доска объявлений. Очень квалифицированная доска объявлений.

- Почему вы думаете, не удается журналистам иметь такой вкладыш в своих газетах?

- Потому что, как правило, журналисты работают на какую-то партию. За каждой газетой стоит какая-то партия или экономическая сила.

- Встречаются ли вам на пути препятствия, или же вы свободны в своих действиях и можете делать то, что вы хотите?

- Что мешает? Мешает, наверное, внутренняя цензура. Иногда хочется что-нибудь откровеннее рассказать читателю, но себя останавливаешь. Почему? Потому что мы находимся в помещении, которое нам не принадлежит. Мы арендуем помещение у правительственных структур. Мы печатаемся в типографии, какой? Которая тоже принадлежит правительству. Внутренняя цензура еще присутствует. Это может быть и мешает. Не было бы этих экономических условий мы, может быть, были бы свободней в выражении своих мнений.

- Арендовать очень дорого?

- Все относительно. Все-таки правительство идет нам навстречу. И на мою просьбу отвечает лояльностью. Не повышает нам резко арендную плату. Арендная плата для нас, как для газеты, ниже, чем для коммерческих структур, которые арендуют помещения в этом же здании. Ниже процентов на 30. Нам обходится в месяц 30 лей за квадратный метр, включая коммунальные платежи. Остальные коммерческие структуры платят в месяц в этом же здании 48-50 лей за квадратный метр.

- Не задумывались ли вы издавать газету в собственном здании?

- Это очень дорого стоит. Тем, кто этот домик уже поставил, я могу только позавидовать. Домики имеют те газеты, которые были близки к городским властям. Городские власти дали им возможность приватизировать на выгодных условиях. Я не умею строить такие отношения с властями. Точнее говоря, не люблю от кого-то зависеть. Вот поэтому у нас такого домика и нет.

- По вашему мнению, внутренняя цензура обязательна?

- Ну, конечно же. Потому что я отвечаю не только за себя, но и за весь коллектив 30 человек. Мы знаем, что власти они могут сделать при желании. Кто критикует власть… Они найдут десятки способов навредить этой газете. Через налоговую инспекцию например. Вы, наверное, слышали, что происходит сейчас с газетой «Коммерсант Молдовы». Они критикуют Воронина и поэтому к ним стали посылать проверку за проверкой.

- Ваша газета имеет приложение.

- Да. Оно называется «Документ». Им с удовольствием пользуются студенты и экономические работники. Тираж 2 тысячи экземпляров.

- Во сколько обходится издание этого приложения?

- Мы его продаем в розницу по 10 леев. Делаем скидку 2 лея для распространителей. А обходится оно нам в 6 леев.

- Значит, ваше приложение приносит вам небольшой доход?

- Наша прибыль 2 лея с каждого номера.

notă: Interviul respectiv ilustrează istoria ziarului şi opiniile lui Serghei Mişin până la 2001.